Как победить смог в Бишкеке? Рекомендации от вузов и ученых
Наука не может развиваться оторванно от жизни и призвана помогать решать обществу актуальные проблемы, такие, например, как загрязнение воздуха – явление не только экологическое, но и социальное и экономическое, влияющее на благосостояние государства. Альянс вузов Кыргызстана за зеленую экономику и устойчивое развитие организовал площадку, где ученые из 5 вузов страны (АУЦА, Академия ОБСЕ, УЦА, КРСУ, КГУСТА) презентовали результаты своих исследований по качеству воздуха в Бишкеке и дали рекомендации по борьбе с загрязнением воздуха и смогом.
Конференция прошла в рамках Дней зеленой экономики в КР – 2021 в партнерстве с двумя исследовательскими центрами АУЦА – Тянь-Шанским аналитическим центром (ТАЦ) и Центром изучения окружающей среды и развития (ЦОР) при поддержке кыргызско-германско-швейцарской программы GIZ «Зеленая экономика и устойчивое развитие частного сектора в КР».
На встрече были представители госорганов, экоактивисты, экологические НКО, преподаватели, студенты, представители бизнеса, внедряющие в свою работу зеленые технологии.
«Рада видеть, что молодежь Кыргызстана – за зеленую экономику, что существует такой альянс, продвигающий вопросы зеленой экономики в научной среде. АВЗУР – наши партнеры со времени своего создания. Министерство экономики с 2013 года продвигает вопросы зеленой экономики. Вопрос чистоты воздуха очень остро стоит в последние годы для Бишкека. Хочу услышать от научного сообщества их мнения и предложения, как можно решить эту проблему. Кыргызстан взял на себя амбициозные обязательства: снизить выбросы СО2 на 17% до 2025 года. И сегодняшнее мероприятие является одним из вкладов в реализацию этого обязательства», – сказала, открывая мероприятие, завотделом стратегического планирования Министерства экономики и коммерции КР Айсулуу Аманова.
АУЦА: сократить потребление угля и запретить сжигать отходы
Исследование АУЦА (ТАЦ и ЦОР АУЦА) и Академии ОБСЕ было проведено с апреля по август 2021 года, включая анализ открытых данных и опрос водителей. Основная цель исследования заключалась в улучшении понимания основных причин, источников и последствий зимнего загрязнения воздуха в Бишкеке. В основу анализа легли данные датчиков посольства США как наиболее доступные для сбора. Исследователи сосредоточились на загрязнении PM2,5 (поскольку именно этот загрязнитель считается одной из основных причин проблем со здоровьем из-за загрязнения воздуха в мире) и на случаях самых высоких его концентраций, превышающих пороговое значение в 500 мкг в период с 1 октября по 30 апреля каждого года с 2019 по 2021 год. Всего за 3 года исследователи выявили 49 таких случаев: в 2019 году было зарегистрировано 4 случая (все в декабре), в 2020 году – 5 (также в декабре), а в 2021 году – уже 40 случаев экстремального загрязнения воздуха (и все в январе)!
Причина тому, как выяснили исследователи, температурная инверсия – метеорологическое явление, когда приземный воздух холоднее, чем более верхний слой воздуха (а должно быть наоборот). Такое явление характерно для зимы. И чем продолжительнее температурная инверсия, тем больше скапливается смога над поверхностью земли. Инверсии у нас зимой способствуют длительная холодная и пасмурная погода с очень слабым ветром (среднегодовая скорость ветра в Бишкеке составляет около 4 км/час, а в мире – 12 км/час) и горы, которые затрудняют смешивание воздушных масс.
Помимо температурной инверсии в течение 36 часов, за 5 дней до экстремальных загрязнений воздуха наблюдались снегопад, дождь или туман, повышенные влажность воздуха, атмосферное давление и отрицательные температуры.
Проанализировав данные, исследователи сделали вывод, что на уровень загрязнения воздуха в Бишкеке оказывают решающее воздействие климатические условия и антропогенные факторы – изменение климата вследствие действий человека. Причем тремя основными источниками антропогенного загрязнения воздуха частицами РМ2,5 являются домохозяйства и здания, не подключенные к ТЭЦ, сама ТЭЦ и автомобили. Наибольший «вклад» в смог в Бишкеке вносят в течение отопительного сезона домохозяйства, которые отапливаются в основном углем. Как показал анализ, за последние 6 лет выбросы угля увеличились на 22%, и потребление угля лишь растет.
«Мы не можем контролировать нашу топографию или погодные условия. Частые температурные инверсии и связанный с ними смог – наша неприятная реальность. Но мы можем контролировать, что и сколько мы выбрасываем в воздух зимой. Например, сократить или прекратить совсем потреблять уголь, как это сделали в Лондоне. Вместо угля внедрять в частных домах энергоэффективные системы отопления, утеплять здания. В Бишкеке и других городах следует ввести более строгую политику в отношении сжигания использованных шин, сельскохозяйственных отходов, листвы, промышленного мусора и других материалов, которые загрязняют воздух. Самая срочная мера – проинформировать всех кыргызстанцев, особенно жителей частных домов, о проблемах, связанных с загрязнением воздуха в Бишкеке, призывать их сокращать загрязняющие выбросы. И тогда зимний смог в Бишкеке станет менее интенсивным, а качество воздуха улучшится», – заключил один из исследователей, директор ТАЦ АУЦА Канат Султаналиев.
Исследование Университета Центральной Азии (УЦА) дополнительно подтвердило выводы о причинах температурной инверсии и основных источниках загрязнения воздуха. И только на время локдауна в 2020 г. в связи с коронавирусной пандемией уменьшились количество температурных инверсий и смог в Бишкеке. Исследование было проведено совместно с Кыргызгидрометом и МЧС КР и позволило на основе анализа данных метеостанций, в т.ч. архивных, начиная с 80-х гг. прошлого века, а также данных изменения климатических параметров в Кыргызстане и Казахстане за минувшие десятилетия подготовить методологию прогнозирования качества воздуха в Бишкеке.
Подробнее об исследовании и его результатах можно будет узнать позднее, после публикации статьи Эркина Исаева в зарубежном журнале в январе 2022 года.
КГУСТА: строить «зеленые кварталы» и «зеленые здания» с применением энергоэффективных технологий
Выводы исследователей из АУЦА подтвердила и дополнила презентация кандидата архитектуры, доцента, профессора Международной академии архитектуры (Московский филиал), национального эксперта по зеленым городам ПРООН КР (2018-2021 гг.), научного сотрудника Национального института стратегических исследований (НИСИ) КР и преподавателя КГУСТА Айгуль Насирдиновой. Согласно международным данным, при строительстве жилья затрачивается более половины природных ресурсов, причем 60% энергозатрат приходится на жилой сектор, из них 80% расходуется на отопление зданий. Именно на архитектуру приходится 40-50% отходов на свалках и 20-30% выбросов парниковых газов. А наша страна входит в число 15 наиболее энергоемких стран мира!
Решить проблему со смогом и неэффективным расходованием электроэнергии и тепла эксперт предлагает путем застройки городов «зелеными» кварталами и «зелеными» зданиями. Для начала построить в Бишкеке пилотный, экспериментальный социальный жилой квартал с «зеленой» инфраструктурой, используя внесетевые подключения и альтернативные источники энергии, которые не будут увеличивать нагрузку на существующую городскую инфраструктуру.
Что же касается уже существующего частного сектора, то Айгуль Насирдинова предлагает поддерживать малообеспеченную часть населения безопасными источниками тепла, а сам «саманный пояс» вокруг Бишкека сократить в пользу многоэтажных застроек (или организовать из этих жилмассивов зеленые кварталы). Это, считает эксперт, позволит сократить печное отопление, перейти на альтернативные источники энергии и сократить теплопотери, повысить плотность застройки. Что в итоге улучшит социально-экономическое и экологическое положение Бишкека.
«Внедрение зелёных технологий в сектор индивидуального жилищного строительства в условиях КР является наиболее оптимальным. Но это, конечно, требует разработки новых положений в строительной сфере, например, инженерно-технических условий (ИТУ) и т.д. Поэтому на такие мероприятия, как это, важно приглашать представителей строительных компаний. Крупные торговые центры напрямую участвуют в сокращении зеленых зон, а также в усилении транспортного потока вокруг них, поэтому от торговых центров и супермаркетов можно потребовать по примеру Франции озеленять пространство – например, чтобы они организовали зеленые пространства на крышах или вертикальное озеленение своих зданий. Это можно сделать без использования дорогих технологий», – рассказала Айгуль Насирдинова.
КРСУ: нужен комплекс мер, начиная от законов (и штрафов) и заканчивая субсидиями от государства и бесплатным электричеством, как в Монголии
Еще одним интересным опытом решения проблемы со смогом поделился доцент, заведующий кафедрой метеорологии, экологии и охраны окружающей среды КРСУ, директор ГМО Андрей Подрезов. Он рассказал об успешном опыте Монголии на примере их столицы Улан-Батора, где ситуация со смогом и его причинами очень схожа с Бишкеком. Город так же, как Бишкек, расположен в котловине, часты случаи температурной инверсии, а смог даже плотнее, чем у нас. Согласно проведенным в стране исследованиям, 60% загрязнения воздуха приходится на домохозяйства – юрты, а не на ТЭЦ – 6% (их в Улан-Баторе целых 3) или автомобили – 20% (их меньше, чем в Бишкеке).
В Монголии с 2019 года населению и малым и средним предприятиям запретили пользоваться сырым углем, заменив его брикетным (и штраф за нарушение). Конечно, эта мера не может полностью решить вопрос загрязнение воздуха Улан-Батора, но улучшение налицо.
Еще раньше, в 2016 году, в стране приняли закон о санитарной охране воздуха, запрещающий сжигание всех видов отхода. С января 2017 г. во многих районах, наиболее сильно загрязняющих воздух в городе, в ночное время электричество предоставлялось жителям бесплатно, с 2019 года были введены твердые нулевые тарифы в ночное время. Помимо этого, на протяжении 3-х лет, с 2012 по 2015 год, в стране начали заменять традиционные железные печи на более экологичные, дающие экономию топлива на 30% и снижение выбросов на 85-95%. Однако проект с печами не принес ощутимых результатов из-за дороговизны печей, перепродажи субсидируемых печей по рыночным ценам и др. причинам.
Тем не менее комплекс предпринятых мер позволил в итоге сократить на 50% выбросы загрязняющих веществ в воздух от домохозяйств в холодное время года.
«Основной вывод, который можно сделать из опыта Монголии по борьбе со смогом, – это то, что бороться со смогом можно. Однако это должна быть целевая и продуманная государственная программа с хорошей финансовой и законодательной базой и широким освещением ее целей среди населения», – подытожил Андрей Подрезов.
Академия ОБСЕ: во сколько обойдется грязный воздух Кыргызстану?
Научный сотрудник Академии ОБСЕ Рахат Сабырбеков посмотрел на проблему загрязненного воздуха с нового для нас ракурса – не экологической, а экономической точки зрения, оценив экономические траты и издержки государства вследствие заболеваемости и смертности населения из-за низкого качества воздуха (а значит, снижения производительности труда, роста расходов на лечение и соцвыплаты населению и т.д.).
Так, анализ спутниковых данных и данных экономической деятельности в ЕС за 2000-2015 гг. показал, что увеличение 1 мкг/м3 в концентрации PM2.5 вызывает снижение на 0,8% реального ВВП, и в результате преждевременной смерти нескольких миллионов людей из-за болезней, возникающих из-за загрязненного воздуха, экономики стран мира теряют несколько триллионов долларов.
Что же касается Кыргызстана, то на сегодняшний день не был произведен расчет экономической стоимости загрязнения в Бишкеке. По мнению эксперта, это объясняется недостатком данных по уровню загрязнения; отсутствием интеграции стоимости урона окружающей среде в экономическую политику страны и, возможно, отсутствием интереса местных экономистов к теме. Спикер нашел лишь одно исследование по данной тематике на постсоветском пространстве – российское.
Рахат Сабырбеков на основе данных, собранных и проанализированных АУЦА, провел расчеты и выявил, что ежегодная экономическая стоимость загрязнения воздуха в Бишкеке составляет от 0,4% до 2,6% от ВВП. Однако, по его мнению, эта стоимость занижена, потому что включает только Бишкек и не включает расходы, связанные с заболеваниями (только смертность), и последствия загрязнения воздуха внутри жилья (в частных домах при отоплении углем).
«У нас только закладывается школа экологической экономики, нам очень нужны сейчас такие экономисты. Необходимо внедрять экономическую стоимость загрязнения воздуха. Это позволит провести анализ выгод и издержек. И тогда появятся аргументы в пользу тех или иных мер политики: очистки воздуха, новых стандартов и т.д. Нужно проводить больше исследований, причем экономистам необходимо сотрудничать с эпидемиологами. Сейчас никто не сможет точно сказать, что, допустим, увеличение загрязнения воздуха на 1% приводит к такому-то росту случаев респираторных или сердечно-сосудистых заболеваний у населения. Или ответить на вопрос, сколько людей заболело от того, что ТЭЦ в прошлом году за отопительный сезон сожгла столько-то угля. Нет соприкосновения этих данных. Поэтому мы не можем выстроить причинно-следственную связь. Было бы хорошо получить такие данные и затем внедрять их в аналитические работы госорганы – министерства экономики и финансов», – считает Рахат Сабырбеков.